История полна примеров, когда за гениальным талантом и колоссальным успехом выдающихся людей скрывалась история борьбы с различными заболеваниями. Зачастую их можно было предотвратить, но бывали и трагические случаи, лишавшие мир значимых личностей и их богатого наследия.
Например, Иоганн Себастьян Бах – великий композитор, чье творчество оказало огромное влияние на развитие классической музыки, – долгие годы страдал от заболеваний глаз.
У музыканта было слабое от природы зрение, которое на протяжении всей жизни постепенно ухудшалось: композитор всю жизнь играл на органе и ему приходилось попеременно нажимать ногами на обе педали, при этом отклоняя корпус назад. В таком положении ноты на пюпитре отдалялись от глаз, что приводило к постоянному напряжению органов зрения. В результате, с возрастом великого композитора начала особенно сильно беспокоить резкая потеря зрения.
Уже почти отчаявшийся и жаждущий любой ценой вернуть былое здоровье, Бах встретил свою надежду – странствующего цирюльника по имени Джон Тейлор.
Джон Тейлор – удивительный персонаж в мире медицины. Сам себя он называл «шевалье» и специалистом по лечению глаз, который чудесными способами исцелял больных, однако в историю он вошел как настоящий шарлатан.
Спустя 300 лет сложно докопаться до истины, кем же именно был Тейлор. Известно, что родился он в семье врачей, обучался у уважаемого хирурга Уильяма Чеселдена, предположительно получил докторскую степень в Льеже и еще одну в Кёльне и даже стал придворным окулистом английского короля Георга II (к счастью, серьезных проблем со зрением у короля не было и он не испытал на себе хирургические манипуляции Тейлора).
Одним из заболеваний, которое Джон Тейлор активно лечил, была катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика глаза, расположенного внутри глазного яблока между радужкой и стекловидным телом. Сегодня катаракту успешно оперируют: помутневший хрусталик удаляют и на его место вставляют искусственный хрусталик, который восстанавливает прозрачность и фокусировку глаза.
Тейлор же в лечении своих пациентов прибегал к так называемому «прокалыванию катаракты»: с помощью специальной иглы он вдавливал замутненный хрусталик в стекловидное тело глаза. Современные медики отмечают, что такая манипуляция практически точно гарантирует серьезные осложнения: развитие инфекций, вторичную глаукому, массивное кровотечение внутри глаза.
Именно эта процедура ждала и Иоганна Себастьяна Баха. После первой операции зрение на короткое время вернулось к композитору, но затем снова ухудшилось. После второй – он окончательно ослеп.
После «лечения» Тейлора Бах прожил четыре месяца. Сильно ослабленный организм композитора не удалось спасти ни слабительными средствами, ни кровопусканием, ни ртутными каплями.
К слову, известно, что Иоганн Себастьян Бах был не единственным выдающимся композитором, которого погубили методы Джона Тейлора. Еще одной жертвой горе-доктора стал Георг Фридрих Гендель, который после перенесенного инсульта имел множество проблем со здоровьем глаз.
О том, как болезни и эпидемии меняли судьбы отдельных людей и целого общества, какие ошибки совершали врачи прошлого, не представляя их последствий, рассказывает немецкий врач и историк Рональд Д. Герсте в своей книге «Великие болезни и болезни великих. Как заболевания влияли на ход истории».
Приглашаем в Республиканскую научную медицинскую библиотеку познакомиться с этим увлекательным изданием!