Сегодня современные больницы – это многопрофильные и хорошо оснащенные учреждения, где каждый пациент может рассчитывать на качественную и квалифицированную помощь. Но представьте себе, что еще буквально два века назад для женщины отправиться рожать в больницу было настоящим ужасом!
Виной всему – родильная лихорадка, или послеродовой сепсис, когда в течение суток у роженицы поднималась высокая температура, появлялись зловонные выделения, боли в животе, а через пару дней наступала смерть.
В некоторых больницах количество умерших матерей достигало 25%. Однако в то время как послеродовая лихорадка неистово бушевала в больницах, за их пределами никакой эпидемии не наблюдалось. Среди женщин, рожавших дома, просто в переулках и на улицах, смертность была на очень низком уровне.
Самые просвещенные умы того времени связывали это заболевание то с изменениями в почве и в атмосфере, то с местом расположения клиник и даже с настроением женщины. Некоторые считали, что это заболевание имеет эпидемический характер, нечто по типу оспы. Но ни одно из предположений не смогло улучшить ситуацию: родильная лихорадка – постоянный спутник всех родильных заведений.
Найти ключ к разгадке этого ужасающего феномена было суждено Игнацу Земмельвейсу – ассистенту из акушерского отделения центральной больницы при Венском университете.
В своих наблюдениях Игнац отмечал, что акушерское отделение делилось на две клиники: первая была лучше оборудована и предназначалась для научной работы и практических занятий врачей и студентов-медиков, а во второй роды принимали акушерки.
Врач обратил внимание на удивительную закономерность: смертность рожениц в отделении акушерок была практически в 10 раз ниже!
Испробовав в своем отделении применявшиеся в акушерской клинике методы, создав практически одинаковые условия ухода, Игнацу нисколько не удалось снизить количество смертей. Стало ясно: причина таится в самом врачебном отделении.
Ужасная трагедия в Венской медицинской школе приблизила великое открытие Игнаца Земмельвейса. Его близкий друг, преподаватель судебной патологии Якоб Кольлецки порезался во время вскрытия и умер от раневой инфекции. Все симптомы его внезапной болезни совпадали с симптомами родильной горячки. Земмельвейс писал:
«… послеродовая лихорадка и смерить профессора Кольлецки были результатом одних и тех же паталогических антонимических изменений. Если в случае профессора Кольлецки… септические изменения… возникли из-за загрязнения раны частицами трупа, то и послеродовая лихорадка ложна происходить из того же источника…».
И врач догадался: главным отличием акушерского и врачебного отделений являлось то, что акушерки вскрытий не делали, а вот студенты и преподаватели ежедневно вскрывали по несколько трупов в соответствии с учебной программой. Причем сразу после этого они, едва сполоснув руки, беззаботно направлялись обследовать женщин и принимать роды, занося им заразу от умерших.
В 1847 году Земмельвейс нашел объяснение: «невидимые трупные частицы, узнаваемые только по запаху, являются причиной послеродовой лихорадки».
В больнице немедленно ввели строжайшее правило – мыть руки не просто водой с мылом, но дезинфицировать их хлорной водой – в этом была суть новой методики предупреждения болезни.
Результаты не заставили себя ждать. За полгода смертность рожениц во врачебном отделении упала с 12,24% до 3,04%. В 1848 году был зафиксирован рекорд: 1,2% смертности, а в марте и августе и вовсе не было ни одного случая смерти от родильной лихорадки.
Однако к этому великому открытию мир был еще не готов. Коллеги доктора Земмельвейса восприняли новость как обвинение в том, что врачи веками не только не помогали в борьбе с болезнями, но собственноручно распространяли инфекции. Достижение резко и безоговорочно отвергли.
Игнац Земмельвейс умер незадолго до того, как его учение, подкрепленное опытами Луи Пастера и исследованиями Джозефа Листера, было признано мировой общественностью. Он вошел в историю под прозвищем «спаситель матерей» и считается основоположником асептики и отцом гигиены рук.
Если захотите узнать больше о том, как развивались представления человечества о здоровье и как свершались самые поразительные открытия в области медицины, обязательно обратите внимание на книгу хирурга, историка медицины, лауреата Национальной книжной премии США Шервина Нуланда «Врачи: восхитительные и трагичные истории о том, как низменные страсти, меркантильные помыслы и абсурдные рвения великих светил медицины помогли выжить человечеству».
Найти эту книгу вы можете в Республиканской научной медицинской библиотеке. Приглашаем воспользоваться Электронной медицинской библиотекой или службой Электронной доставки документов!